Безымянный-1

Bodymind

волна верхняя_ImgID1
IMG_2177

Эмоции – это то, что движет нами по жизни.

Это наша оценочная реакция на мир, на его изменения, на события в нашей жизни…, на ВСЕ!

По эмоциям мы понимаем, что-то нам нравится, что-то разозлило, а что-то и вдохновило.

И если исходить из этого, то хорошо бы понимать заранее, какие эмоции у меня сейчас есть или какие будут прежде, чем, например, начинать какое-то дело. Новое. Большое. То есть, прежде чем сделать первый шаг, а лучше на стадии принятия решения как-то свериться с собой: а что я чувствую? А еще более важный вопрос, а как я понимаю, что это именно та эмоция?

Мы точно не перепутаем злость и радость – с этим все просто!

А вот как я понимаю, что это точно раздражение?  И как я понимаю, что стоит за моим раздражением?

На эти два вопроса ответы приходят, если их постоянно отслеживать в себе, в ситуациях и в телесных реакциях на ситуацию.

 Во-первых, как я понимаю, что это раздражение, а не злость или грусть? Частенько, когда нам нельзя грустить долго, и это не позволительная эмоция, то со временем, запрещая себе грустить и каждый раз ее осаждая, конечно будет вырываться раздражение.

Во-вторых, оно (раздражение), возможно, совсем не связано с объектом раздражения, который якобы сделал «что-то не то», или может быть на самом деле ситуация – не стоящая нашего раздражения, а нас вот «прет»!

Исследуя эмоции и чувства можно отмечать изменения по мере того, как мы становимся более чувствительными и больше себя чувствуем, пока движемся. Да, ощущения в теле легко отследить пока двигаешься. Именно поэтому так много двигательных практик в психотерапии. Это и идеокинезис, и аутентичное движение, и соматическое движение, и новое направление, как эмбодимент йога.

Вообще все телесные практики (от йоги, танцев и до ходьбы), если они выполняются осознанно и внутренний соматический опыт наблюдения перемежается диалогом с телом, ведут понимаю себя, своих реакций и к пресловутому и всеми любимому вопросу «а что же теперь делать?»

             Постоянное, последовательное движение помогает нам понемногу менять состояние сознания. 

Можно сказать, соматическая практика — это практика изменения состояния сознания. 

 

Заметьте, что любой жизненный процесс задает какое-то движение. Это могут быть как активные физические движения, как пойти/ попрыгать/ ударить/ поплакать/сказать, так и пассивные, как напряжения в теле, спазмированные или сжатые части тела или органы.

И тогда пассивные движения становятся не менее важными, а может быть даже важнее! Ведь именно не-движение мы не замечаем, упускаем видимого контроля и осознания. И тогда встречаемся не только с застоем энергии, но и, как следствие этого, с болезнями.

Кстати, тут хочется пару слов сказать про психосоматику: люди хотят ее быстрее «вылечить», избавиться и «проработать». Но если вспомнить как долго вы себя ведете так, что это привело к психосоматическому заболеванию, и заметьте, вы постоянно (!!!), можно сказать круглые сутки ведете себя/ думаете/ говорите/ двигаетесь именно так, как привыкли. И тут одного осознания и желания недостаточно, чтобы заболевание ушло. Тут нужно менять паттерны как движения, так и мировосприятия. Если со вторым вам поможет психоаналитик, то с первым добро пожаловать к нам, на соматические практики! 

 

 

Основная простая классификация эмоций — их валентность. Люди привыкли делить эмоции на “плохие” и “хорошие”, и они вследствие этого, разумеется, ощущаются приятными и неприятными.

Но есть такой момент: если мы в себе эмоции запираем, не даем проживаться, то даже “хорошая” эмоция, может стать неприятной, вернее вредной. Может принести страдание и ощущение нехватки чего-то.

Эмоция — это отклик. По-другому можно сказать, что мы идем или “от” или “к” эмоции. И мотивация достижений у нас также строится: или мы идем К цели, или бежим ОТ неприятной ситуации.

  В социуме эмоции по-разному принимаются: есть приемлемые, или разрешенные, эмоции, а есть социально неприемлемые, и когда возникает отклик на что-то, но в обществе, или в личном мире эта реакция неприемлема, то дальше поверх неприемлемой ввиду того, что ее нельзя показывать или демонстрировать, проявляется другая эмоция – и все для того,чтобы сделать хоть что-то с появившейся «неправильной» реакцией. Например, человека оскорбили, ему от этого грустно, он обессилен, внутри всё упало. Но для этого человека признать грусть, обиду и слабое положение — неприемлемо. Тогда он начинает чувствовать злость. И это способ со злостью. Занимаясь злостью, он не занимается обидой и расстройством. Энергию упаковывает злостью, потому что это легитимно. А вот грусть почувствовать и слабость – нет, не позволительно, особенно для мужчин!  

В таких случаях иногда, работая со злостью, мы можем “купиться” на злость. Все выглядит правильно – «я чувствую злость – я работаю со злостью – я позволяю чувствам быть!». Но проявляя злость «наружу», мы не занимаемся тем, что под ней.

В теории транзактного анализа злость называется «рекетным чувством», а грусть – «аутентичным». И тогда сколько бы мы не работали со злостью результата или не будет вовсе, или он будет кратковременным. Можно начать заниматься злостью, а потом спросить — Что стоит за злостью? Что осталось не услышанным за злостью?

 

            Как можно работать с эмоциями в соматической практике в частности, и в телесноориентированной терапии в целом?

Есть такое понятие — картирование эмоций (от слова карта). Проходимся по телу и замечаем, где есть напряжение или какие-то необычные ощущения, как тяжесть, жжение, мурашки, беспокойство (как хочется все время почесать)- называем место (или анатомически, или как сможете, как ощущается) – ищем чувство, которое очень прямо вот сейчас соотносится в этим место.

И самых главный вопрос: «Как Я понимаю, что это именно это чувство?» ключевые моменты здесь – для меня и моя собственная интерпретация.

Этим и хороша соматика – вы описываете собственные ощущения и приписываете их собственным чувствам. Дело в том, что у другого человека это может быть кардинально противоположное и ощущения, и чувство. Например, тревога. Можно ее описать, как непонятное беспокойство в области груди, у кого-то это беспорядочные не угомоняющиеся мысли в голове, у третьего, тремор в руках, у четвертого «беспокойные ноги», а кто-то, возможно впадает в ступор и сидит не шевелясь, потому что ему так тревожно, что все внутри замерло.

 

 

Важно детально описывать телесные ощущения, и в следующий раз, натренировавшись, вы точно не спутаете злость и обиду.

Хроническое напряжение может возникнуть по разным причинам. Это может быть результатом аварии, удара, стресса, а дальше тогда это работа с травмой. У тела не было возможности разрядить энергию от сильного события. Получается, мотор остался включенным (гормоны выделяются: адреналин, картизол), но было что-то такое в окружении, что человек замерл в реакции. И тогда движение замерло во времени. И поскольку движение не находит для себя разрядки, оно становится хроническим. И происходит так, что теперь все происшествия из настоящего добавляются в это «напряженное» место. Напряженное и в теле, и в мозгу. Головной мозг, то есть наша нервная система, все похожие ситуации классифицирует теперь, как опасные или травматичные.

Другими словамито, что началось, как некое событие в прошлом (и способ реакции на него в тот момент), становится способом жить.

В этом смысле можно рассмотреть те телесные ответы, которые у нас появляются (и есть) как ответ на трудности. Вопрос, который я всегда задаю людям: “Что ты делаешь, когда фрустрирован?” Часто у юдей, склонных сдерживаться, есть хронические боли. Их тело сдерживает ответы — это и есть хроническая боль, кристаллизирующиеся эмоции, мысли. И когда есть желание (страх/ не умение) не менять этот паттерн — это создает много физической боли. 

 

Еще стоит рассмотреть характер человека, мысли, которые он думает, установки, которыми живет.

Наши привычки задают форму нашему телу. Если мы думаем о напряжении, как об остановленном движении, то было бы хорошо понять, как это движение совершить и продолжить.

 

Как это сделать?  Начать с базовых паттернов. Начиная с вибрации и клеточного дыхания. Этому мы учимся на индивидуальных и групповых занятиях по соматическим практикам. Начинаем не сразу, а с работы с крупными мышцами, которые явно видны и четко чувствуются. Хороший пример этого — упражнение “Замечание телесных проявлений и их называние”, которое помогает в увеличении телесной осознанности, развитии проприоцепции. А уже потом идем в исследование индивидуальной «карты» ощущений, называнием из – дальше идентифицируем эмоции –называем их.

Помимо разрядки это упражнение увеличивает вклад копилки собственной эмоциональной грамотности. И самое прекрасное, что мне очень нравится в работе с клиентами – такая работа возвращает человеку авторстно! Уже будет сложно кого-то обвинить в том, что «ты меня взбесил», то есть другой точно не может заставить нас почувствовать в теле определенные ощущения! Это мы сами чувствуем! Это просто замечательная практика от жертвенности.

Если ты понимаешь, что состояние твоего тела зависит от тебя, то жаловаться уже не на кого. Становится понятно, что все дело в том, как ты воспринимаешь тело, реальность и их отношения друг с другом.