Нейропсихология – это наука, изучающая мозговую организацию психических процессов, а именно — как особенности развития головного мозга влияют на формирование личности и на последующее поведение.
Деятельность человека в психическом плане -это система, организованная сложно и достаточно иерархично.
И для того, чтобы этой сложной системой слаженно управлять необходима безупречная работа всех зон мозга.
И нейропсихология отвечает нам на вопросы, какие зоны мозга задействуются при чтении, решении математических задач, рисовании, запоминании или узнавании знакомых предметов или лиц.
С помощью нейропсихологии мы понимаем, как начинается и идет развитие головного мозга, как именно он руководит нашими психическими процессами, как полученные травмы, инфекции влияют на психику в дальнейшем.
Так же нейропсихология дает ответы на такие вопросы, как формируются нейропсихологические особенности детского возраста, и как можно помочь ребёнку расти здоровым и умным?
Нейропсихология применима как ко взрослым, так и к детям.
Например, с детьми она хороший помощник в работе, если есть трудности обучения. А в клинической практике применяется при работе с детьми и подростками с нарушениями психического развития (РДА-ранний детский аутизм, детский тип шизофрении). В логопедии методы нейропсихологического анализа используются для уточнения механизмов нарушенной речи. В психолого-педагогической деятельности применяется для профилактики нервных срывов и повышения адаптационных способностей.
А вот для родителей, желающих грамотно помочь своим детям восстанавливаться после болезней и травм, осваивать дошкольную подготовку, быть успешными в школе и, конечно же, чтобы понимать особенности развития ребенка нейропсихология просто незаменима
В работе со взрослыми она обычно используется для диагностики и дальнейшей реабилитации после травм, операция и инсультов;
Кроме того, знания работы собственного мозга и его особенностей хорошо помогут в личностном росте и для улучшения эффективности всех сфер жизни, так как будут развиваться память, мышление, умение планировать, грамотно думать и лаконично излагать свои мысли.
А ответом на все эти запросы будет использование нейропсихологической диагностики и коррекции /реабилитации.
В случае нарушения развития ребёнка в онтогенезе (причинами которой могут быть и болезни, и травма при родах, и неблагоприятное течение беременности, наркозы) нейропсихологические коррекционные занятия как ничто другое помогут справиться с последствиями.
А последствия могут быть самыми разнообразными, как задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР) и другие нарушения речи, СДВГ;
двигательные трудности (нарушения крупной и мелкой моторики), повышенная утомляемость, нарушения памяти, внимания и логического мышления, трудности с обучением в школе.
Например, ребенку очень сложно с учёбой в школе: некрасиво пишет, медленно читает и плохо считает, отвлекается на уроках, забывает то, что ему говорят, — эти трудности, скорее всего, объяснимы и связаны с его индивидуальными нейропсихологическими особенностями.
Мозг каждого человека уникален, имеет свой темп и свои особенности развития, но мы вынуждены подстраиваться под унифицированные стандарты, которые ориентированы под массы.
И довольно часто происходит так, что нашим детям нужна поддержка специалистов, чтобы справляться со школьными и жизненными трудностями.
Если ребенок неусидчив, ему трудно сосредоточиться, плохо запоминает материал, не доводит начатые дела до конца -можно предположить, что имеются разной степени выраженности или функциональная несформированность отдельных звеньев психической деятельности, или нарушение деятельности целых блоков мозга, которые в свою очередь влияют на весь познавательный процесс и развитие.
Такие нескорректированные, недоразвитые или несформированные области головного мозга с годами становятся частью личности взрослого человека и сопровождают его по жизни в виде вспыльчивости, безответственности, рассеянности, таким людям сложно или вообще невозможно спланировать свою жизнь, их речь сумбурна, поверхностна, а в более серьезных случаях они сталкиваются с неврозами и\или психосоматическими заболеваниями.
Для того, чтобы понять общую картину развития ребенка и трудностей, связанных с его обучением надо собрать полную информацию.
Ее условно можно разделить на три части:
1. опрос и интервью с родителями на предмет выявления жалоб.
2. сбор и анализ медицинского анамнеза.
3. нейропсихологическая диагностика
КОМУ ПОКАЗАНО ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
Если мы говорим о детях, то прежде всего нужно обратить внимание на то, как ребенок работает в классе и справляется с заданиями дома.
Если он не может сконцентрироваться и все время отвлекается, не способен работать по заданному алгоритму, плохо запоминает условия задачи, забывает выученное наизусть стихотворение или ему вообще очень плохо дается запоминание, а на лицо трудности с письмом, и все это несмотря на правильный режим дня, то следует обратиться к специалисту.
Кроме того, показаниями к диагностике могут быть такие черты характера, как замкнутость, или наоборот импульсивность, гиперактивность.
А кроме того, если ребёнок собирается в 1 класс, то очень важно оценить будут ли потенциальные проблемы с обучением и в каких именно областях они могут возникнуть.