Безымянный-1

Bodymind

волна верхняя_ImgID1

С самых первых дней своего рождения человек начинает, словно губка, впитывать огромное количество информации, поступающей из внешней среды: от людей, от вещей, от событий и жизненных ситуаций.

И  помимо того, что человек начинает развиваться физически, формируется и его психика, его личность.

И если начать разбираться в том, что такое развитие человека, то можно обнаружить, что у этого сложного процесса есть свои закономерности.

Эти закономерности изучает психология развития — область, отвечающая за изменения человека по мере его развития и взросления.

Именно в детстве закладываются фундаментальные личностные качества, которые в будущем должны обеспечить нравственные ориентиры, целеустремленность, жизнеспособность.

Но детская психика так устроена, что воспринимает многое подражательно, наглядно, на примерах. Она нестабильна, претерпевает изменения в разные периоды жизни ребенка, очень чувствительна к внешним воздействиям.

Отклонения в поведении чаще всего возникают при предоставлении ребенка самому себе, когда родители не контролируют его, а больше заняты собой. При сочетании высоких требований к сыну или дочери с пониженным вниманием к потребностям (например, помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу) формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование. При эмоциональном отвержении ребенок может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств.

Резкая смена приемов воспитания (от строгого к либеральному, от значительного внимания к эмоциональному отвержению) содействует формированию таких черт характера как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Причины негармоничного воспитания различны. Порой это определенные объективные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Также на формирование и развитие детской психики влияют наследственность, воздействие факторов окружающей среды, социум.

Исследования детского поведения преследует две цели:
  1. Понять самого ребенка: то, как он реагирует на различные ситуации, как он чувствует, думает и воспринимает окружающую его действительность.
  2. Понять, как ребенок взрослеет, научиться предсказывать особенности его развития и выяснить, какие образом события и впечатления детства влияют на последующее развитие.
В развитии ребенка и понимании того, что пошло не так, прежде всего, уделяется внимание моторному развитию, развитию ощущений и восприятия, эмоциональному и социальному развитию, а также развитию речи и интеллекта.

Когда нужно обращаться к детскому психологу?

Есть общие ситуации, в которых лучше обратиться за консультацией к детскому психологу:

  • Ваши отношения с ребенком постоянно омрачают ссоры и конфликты
  • Разногласия по поводу воспитания отрицательно влияют на семейную атмосферу
  • Агрессия, замкнутость, вызывающее поведение, обман и другие проблемы мешают вам найти общий язык и понимание в семье
  • Проблемы в обучении имеют постоянный характер и приносят конфликты и тревогу в вашу семью
  • Вы переживаете семейный кризис, развод и эти события отрицательно воздействуют на эмоциональное состояние вашего ребенка
  • Повышенная активность, рассеянность, невнимательность мешают развиваться способностям ребёнка и отрицательно влияют на его успеваемость
  • Страх и тревога часто беспокоят вашего ребенка, мешают его сну, игре общению и учебе
  • Энурез или энкопрез (проблемы с туалетом) лишают вашего ребенка многих радостей в жизниЕсли у ребенка есть частые конфликты в детском саду или школе со сверстниками или учителями

А бывают еще специфические возрастные изменения, которые не понятны родителям.

Дети от 3 до 11 лет:
  • Ребенок стал не управляемым, и вы не можете с этим справиться
  • У ребенка проблемы адаптации к садику или школе
  • Ребенок агрессивен или, наоборот, излишне застенчив
  • Ребенок часто болеет
  • У ребенка есть страхи
  • Что-то в поведении ребенка вас тревожит, но вы не понимаете в чем дело
  • Вы хотели бы научиться лучше понимать своего ребенка
Психолог поможет понять, что именно происходит, каковы причины, и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Подростки от 12 до 18 лет:
  • У подростка трудности в установлении отношений со сверстниками или со взрослыми
  • В семье конфликты «отцов и детей»
  • Подросток утратил интерес к учебе
  • Подросток подавлен или у него частые смен настроения
  • Подросток переживает какую-то сложную ситуацию и не может ни с кем ее разделить
  • Подросток стал излишне беспокойным и тревожным
  • Ваш подросток переживает период самоопределения и поиска пути в жизни
Консультация психолога для родителей помогает:
  • Понять почему возникла проблема
  • Узнать, как можно помочь ребенку
  • Разобраться, что мешает в восстановлении его эмоционального спокойствия
Описывая последовательность этапов личностного и эмоционального развития, Э.Эриксон выделил восемь стадий от младенчества до старости.

  1. Доверие. Мы говорим о «базовом» доверии, которое в идеале должно сформироваться на первом году жизни, когда благополучие младенца целиком находится в руках других людей - мамы, папы, бабушек, дедушек или других заботящихся фигур. Другими словами, если о младенце хорошо заботятся, у него формируется это базовое доверие к другим людям.
  2. Автономия. По мере того, как ребенок приобретает способность передвигаться и контролировать естественные отправления, он учится использовать свои новые возможности. При благоприятных обстоятельствах у ребенка развивается самостоятельность и чувство автономии и независимости.
  3. Инициативность. Энергичный ребенок в позднем дошкольном возрасте должен научиться получать удовольствие от собственной настойчивости, которая проявляется в жадном любопытстве, требовании внимания, активном исследовании неизвестного и т.д. и одновременно он должен учиться себя контролировать. На основе этих качеств формируются честолюбие и целеустремленность.
  4. Трудолюбие. В период школьного обучения ребенок должен научиться добиваться поставленных целей и справляться с неудачами.
  5. Идентификация. Основной задачей подростка является выработка своей идентичности, т.е. он должен осознать, кто он и кем хочет быть.
  6. Близкие отношения. На ранних этапах взрослой жизни остро встает проблема установления близких отношений с другим человеком, и юноша или девушка попадают в ситуацию опасности быть покинутыми, но и с другой стороны оказаться во власти другого человека.
  7. Чувство сохранения рода (генеративность). Этот вопрос решается людьми средних лет. И ее разрешение означает, что человек не только берет на себя ответственность за руководство собственными детьми, но и выступает в качестве наставника и воспитателя.
  8. Интеграция. В результате решения указанных проблем возникают чувство целостности, значимости своей личности, мудрость, а вместе с ней и готовность к неизбежной смерти.
События детского возраста могут благоприятно влиять на прохождение каждой стадии либо затруднять его. Если индивид не справится с одной из перечисленных задач, это помешает решению последующих, а при особом стечении обстоятельств может привести к развитию психических аномалий.