Безымянный-1

Bodymind

волна верхняя_ImgID1
Перинатальная психология (греч.:peri- вокруг; лат.: natus- рождение) появилась каких то неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери (плода) или только что появившегося на свет (новорожденного), его связи с матерью, а также влияния психологического состояния матери на ребенка. С точки зрения перинатальных психотерапевтов и психологов перинатальный период включает в себя весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения. Перинатальная психотерапия — это система лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка во все периоды (беременность, роды, послеродовый период). Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании и др. Основоположники детского психоанализа А.Фрейд и М. Кляйн придавали большое значение отношениям матери и младенца, считая их важнейшими среди факторов, влияющих на формирование психики и особенностей личности. А. Адлер писал, что основные факторы, формирующие психику человека, воздействуютна него в младенчестве, что в этом возрасте уже можно различить «черты характера взрослого человека». Перинатальная психотерапия в современном понимании возникла, пожалуй, лишь с появлением работ Д.В.Винникотта. Будучи одновременно педиатром и психоаналитиком, он считал, что психическое здоровье младенца зависит от качества заботы о нем матери. Вслед за ним, такие исследователи как М.Малер и Д.Штерн начали рассматривать мать и младенца в рамках единой диады, являющейся подсистемой семейной системы. Другими словами, основные особенности перинатальной психотерапии, выделяющие ее в особое направление — это обращение к семье, работа с системами «беременная-плод», а затем «мать-дитя», с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами. Можно выделить следующие этапы перинатальной психотерапии: 1. этап планирования зачатия ребенка; 2. этап беременности; 3. этап психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка.
  • На сеансах работы с клиентом решаются все вопросы касательно родов:
  • Планирование беременности: психологическая готовность; отношение к вопросу материнства/отцовства.
  • Психология зачатия: возможные проблемы; благоприятные периоды; мотивы, условия и момент зачатия.
  • Психология беременности: сопровождение психотерапевта; проработка страхов; предродовая подготовка; отношения будущих родителей; сомнения будущей мамы, состояния беременной женщины и её взаимоотношений с окружающими.
  • Поддержка на этапе родов.
  • Психология послеродового периода: консультации, предупреждение депрессии; проработка «новых» отношений с мужем, старшим сыном/дочкой.
  • Психологическая помощь после утраты, связанная с абортом, выкидышем.
Существуют критические периоды онтогенеза:
- период имплантации (5-6-й дни после зачатия);
- период развития плаценты (4-6-я недели беременности);
- 20-24-я недели - именно в это время идет бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода характер, свойственный новорожденным.

Развитие различных структур головного мозга идет в строго детерминированной генетической последовательности. При этом отмечаются периоды повышенной уязвимости к повреждающим воздействиям, характеризующиеся высоким темпом размножения органоспецифических нейробластов. В англоязычной литературе подобные периоды наивысшего напряжения получили название «spurt» (англ. «рывок»).

Выделяют рывки в созревании какой-либо функции головного мозга. Выявление характера рывков в различные сроки беременности уточняет содержание критических периодов внутриутробного развития.

То есть, состояние беременной в критические периоды может существенно влиять на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его жизненный сценарий.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно- психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой. А матка в это время представляет собой первую экологическую нишу человека.

Рождение человека не начинается с родов. Отсчет идет гораздо раньше, с зачатия. До конца первого года жизни закладывается до 80% психофизиологических особенностей, которые будут влиять на человека всю жизнь.

А поскольку многие запросы клиентов корнями уходят в перинатальные процессы, перинатальную психологию можно считать фундаментом развития личности.

Так уж вышло, что большинство значимой информации о себе мы не помним. Обычно мы можем вспомнить себя примерно с 3−5 лет. Кто-то помнит с года, хотя такое встречается редко, а кто-то не может мысленно вернуться даже к подростковому периоду — скорее всего, у такого человека в детстве и отрочестве были тяжелые психические травмы.

С точки зрения нейропсихологии такое позднее «вспоминание» неудивительно. Кора головного мозга, обеспечивающая вербально-логические структуры, начинает активно развиваться ближе к школе, а заканчивает к 21 году. Когда психолог работает с более ранним — детским или перинатальным — опытом, ему приходится иметь дело с явлениями, о которых клиент чаще всего не может даже сказать. Этот опыт получил название несимволизированного: он отыгрывается в поведении и в теле, но абсолютно не осознается. Поэтому работа в перинатальной психологии очень тесно связана с телесно-ориентированной психотерапией - там мы можем обращаться к раннему опыту иначе, чем просто через слова.