Существуют критические периоды онтогенеза:
- период имплантации (5-6-й дни после зачатия);
- период развития плаценты (4-6-я недели беременности);
- 20-24-я недели - именно в это время идет бурное становление многих систем
организма, приобретающих к концу этого периода характер, свойственный
новорожденным.
Развитие различных структур головного мозга идет в строго детерминированной
генетической последовательности. При этом отмечаются периоды повышенной
уязвимости к повреждающим воздействиям, характеризующиеся высоким темпом
размножения органоспецифических нейробластов. В англоязычной литературе подобные
периоды наивысшего напряжения получили название «spurt» (англ. «рывок»).
Выделяют рывки в созревании какой-либо функции головного мозга. Выявление
характера рывков в различные сроки беременности уточняет содержание критических
периодов внутриутробного развития.
То есть, состояние беременной в критические периоды может существенно влиять на
особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и
определять во многом его жизненный сценарий.
Во время перинатального периода развития ребенок живет практически одной жизнью с
матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-
психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое,
на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее
взаимодействие с окружающей средой. А матка в это время представляет собой первую
экологическую нишу человека.
Рождение человека не начинается с родов. Отсчет идет гораздо раньше, с зачатия.
До конца первого года жизни закладывается до 80% психофизиологических
особенностей, которые будут влиять на человека всю жизнь.
А поскольку многие запросы клиентов корнями уходят в перинатальные процессы,
перинатальную психологию можно считать фундаментом развития личности.
Так уж вышло, что большинство значимой информации о себе мы не помним. Обычно
мы можем вспомнить себя примерно с 3−5 лет. Кто-то помнит с года, хотя такое
встречается редко, а кто-то не может мысленно вернуться даже к подростковому
периоду — скорее всего, у такого человека в детстве и отрочестве были тяжелые
психические травмы.
С точки зрения нейропсихологии такое позднее «вспоминание» неудивительно. Кора
головного мозга, обеспечивающая вербально-логические структуры, начинает активно
развиваться ближе к школе, а заканчивает к 21 году. Когда психолог работает с более
ранним — детским или перинатальным — опытом, ему приходится иметь дело
с явлениями, о которых клиент чаще всего не может даже сказать. Этот опыт получил
название несимволизированного: он отыгрывается в поведении и в теле, но абсолютно
не осознается. Поэтому работа в перинатальной психологии очень тесно связана с
телесно-ориентированной психотерапией - там мы можем обращаться к раннему опыту
иначе, чем просто через слова.